
После встречи с очередной клиенткой вспомнила песню Аллы Пугачевой, в которой была строчка: «Сильная женщина плачет у окна».
Тема «я смогу со всем справиться сама/сам» часто звучит на сессиях. Клиенты, рассказывая свои истории, осознают привычку все решать, разруливать, преодолевать в одиночку, никому не жаловаться, как им тяжело, не просить и не принимать помощь.
– А зачем, – говорит один, – что толку, что я кому-то расскажу, разве мне кто-то в этом может помочь? Мама уже пожилая, жена с детьми возится, друзьям я такие вещи не рассказываю.
– Я не привыкла жаловаться,- говорит другая,- слабой быть стыдно, меня растили как «настоящего мужика».
Такая привычка может формироваться по нескольким причинам:
- Это мог быть запрет на слабость. О том, что «мальчики не плачут» всем мужчинам известно с малых лет. Странно, что и продолжительность жизни у мужчин меньше, не правда ли? Подобный запрет может быть и к девочке, если в семье не принято было жаловаться.
- Еще одним из вариантов могло быть очень сильное родительское послание, даже лозунг: «я в тебя верю, ты со всем справишься!» или «ты – наша единственная надежда на лучшую жизнь!» Вроде как послание -то и неплохое. Но, если оно единственное и по любому поводу, то в нем столько ответственности и груза! А, главное, отсутствует право на ошибку или на другой вариант жизни, где не нужно бесконечно что-то покорять для «лучшей жизни».
- А еще проявлять слабость может быть страшно. Например, в семье была старшая сестра, которую всегда критиковали, наказывали, ругали, гнобили, одним словом. Считалось, что она «все делает не так». Поэтому клиентка = младшая сестра, чтобы не огрести на себя такое же эмоциональное насилие, начинает делать все идеально. И даже зубные щетки в ее ванной повёрнуты в одну сторону щетиной.
- Дети, выросшие в семьях, где родители (или один родитель) пили, также привыкли к изоляции и к привычке «справляться самому».
- Дети, выросшие в семье, где взрослый по какой-то причине отсутствовал морально или физически. Например, мама всегда была на работе. Или не умела общаться с ребенком (Ты поел? Уроки сделал? У тебя все хорошо? Ну иди позанимайся). Или взрослые были в постоянных разборках друг с другом и до ребенка уже не доходило.
– А что в этом плохого? – могут спросить читатели. – Благодаря этому человек многого в жизни добивается сам: и должность, и доход, и с трудностями справляется, и дома у него чисто и красиво.
Так-то оно так. Но внутри такого человека отсутствует чувствование себя, своих потребностей, атрофировано ощущение усталости, и на реальную угрозу здоровью он уже внимания не обращает «ну, подумаешь, болит голова. Поболит и перестанет» … И в какой-то момент тело не выдерживает и человека, например, увозят на скорой. Или у него обнаруживается серьезное заболевание. И «все, что нажито непосильным трудом…» (а тут даже не шутка, как в фильме про Ивана Васильевича, а труд действительно непосильный) начинает уходить на лечение.
И что теперь делать? Заклеймить позором родителей? Злиться на них? Говорить, как они испортили всю жизнь?
Можно и так. А можно начать плакать и жаловаться. Можно, да только такие люди и плакать не могут. Потому что нельзя, стыдно, страшно показать свою слабину. Приходите учиться плакать. Приходите чувствовать то, что было когда-то нельзя. Приходите возвращать чувствительность к телу, приходите получать интерес к себе и своим трудностям. Очень это полезное дело для здоровья, скажу я вам, плакать. Плакать не в одиночестве.